10 июня 2016

Backstage: как приготовить блюдо под названием «эффективный курс»

Технология создания онлайн-курса, работа с автором и контентом.

Команда UNIWEB имеет богатый опыт разработки электронных курсов по самым различным тематикам: от менеджмента и финансов до маркетинга и производственных технологий. Мы разрабатываем курсы в сотрудничестве с ведущими вузами страны, а также экспертами-практиками, и за пять лет активной работы нам удалось накопить знания, которыми мы готовы делиться с теми, кто заинтересован делать качественные онлайн-курсы.

Особенность подачи материала в онлайн-курсе требует многостороннего подхода.

Наша задача – простым и удобным путём привести пользователя к пониманию предмета и дать ему необходимые в профессиональной сфере навыки. Яркие визуальные образы, примеры из практики, грамотно составленные задания – вот основные особенности блюда под названием «эффективный курс».

Контент курса состоит из различных учебных элементов. Видеолекции транслируют слушателям теоретические знания и опыт автора курса и перемежаются вопросами, которые позволяют фиксировать и удерживать внимание слушателя. Задания по итогам темы/раздела/курса позволяют оценить умение пользователя комплексно применять полученные знания и навыки. Помимо этого, курс включает список рекомендованной и дополнительной литературы, сопутствующие материалы к видеолекциям (объёмные таблицы, графики, схемы, списки), видеоролики, которые часто используются как кейсы, глоссарий и многое другое.

Помимо ингредиентов, есть ещё и технология, вот о ней стоит рассказать подробнее. Под технологией я понимаю весь процесс создания курса, начиная с первой встречи с автором. Именно на этом этапе методист-разработчик электронного контента – главное действующее лицо процесса – получает понимание того, каким образом мы приготовим наше «блюдо».

Автор будущего электронного курса может прийти к нам с конспектами лекций и готовым учебным планом, может не иметь плана, но иметь презентацию, которую использует на очных лекциях, а может не принести ничего, кроме идеи и уникальных знаний в своей голове.

Методист-разработчик заполняет с автором анкету, в которой фиксирует все особенности перевода данного курса в электронный формат. Эти данные помогут Руководителю проекта составить прогноз по срокам и трудозатратам.

На что стоит обратить внимание, приступая к планированию курса?

В первую очередь на его структуру. Я в данном вопросе являюсь сторонником «обратного» планирования. Любой курс обязательно включает теоретическую часть, которую мы подаём в формате видеолекций, и практическую – это различные задания, для успешного выполнения которых пользователю понадобятся новые знания и навыки. Каждая тема курса постепенно снабжает пользователя этими знаниями и навыками, проверить и отработать которые можно отвечая на вопросы к видео-эпизодам, выполняя тесты к темам/разделам. Если на начальном этапе, до формирования окончательной структуры курса, автор подготовит итоговое задание, это будет залогом правильного планирования.

Опыт подтвердил верность фразы из мультфильма «Крылья, ноги и хвосты»: «Лучше день потерять, потом за пять минут долететь!». Каждый дополнительный час, потраченный на этапе препродакшена, экономит день, а то и более, на этапе производства курса. Мы стараемся декомпозировать курс и планировать содержание каждого видеоэпизода. Нам это даёт понимание материала, а автору помогает структурировать курс, определить те его части, которые требуют дополнительной визуализации, иной подачи, отличной от очного формата.

Для записи видео в студии мы просим автора подготовить опорную презентацию с чёткой структурой курса (в виде заголовков/подзаголовков слайдов), основными тезисами, графическими изображениями (таблицами, схемами, графиками). Каждый материал требует особой подачи – заявляя некий список и делая в ходе записи отступление от этого списка, автор должен вернуться к перечню и закончить его; описывая график или таблицу, необходимо учитывать ограничения формата. Например, не называть исходные цвета, т. к. они могут быть изменены дизайнерами в процессе создания итогового визуального ряда; таблицы большого объёма описывать поэтапно, то же касается и объёмных схем, графиков.

Есть особенности и в процессе записи автора в студии. Например, рассматривая кейс в аудитории, автор пишет на доске или показывает на экране лишь «сухие» цифры, а всё остальное рассказывает студентам лично, отвечая на их уточняющие вопросы, отслеживая настроение аудитории. В онлайн-формате такой возможности интерактива со слушателями во время лекции нет. Нет обратной связи, нет реакции, не внимательных глаз слушателей. Автор, не имеющий опыта работы перед камерой, теряется, испытывает дискомфорт и хватается за спасительную соломинку – опорную презентацию на студийном экране. Появляется риск того, что наш эпизод превратится в скучный выпуск новостей с «говорящей головой», зачитывающей информацию с листа. Вот тут в полной мере проявляется очередной талант наших методистов-разработчиков, которые отвечают за психологическая подготовку и поддержку автора.

За плечами у каждого методиста-разработчика несколько десятков успешных проектов и опыт работы с авторами разной степени готовности к формату онлайн-курсов. Кому-то из авторов мы можем предложить комфортно расположиться в кресле или за столом, отслеживать структуру курса не с экрана студийного монитора, а с собственного ноутбука. Если автор не может наладить контакт с камерой, мы предложим вариант записи в формате интервью, где в студии помимо автора будет находиться методист-разработчик, при необходимости задавая вопросы и реагируя на реплики автора.

Завершив этап съёмок автора, мы переходим к созданию визуального ряда. Об особенностях этого этапа подробно расскажем в одной из следующих статей.

 

Автор статьи:

Лариса Ямщикова, руководитель отдела методологии UNIWEB

 

Свой опыт мы преобразовали в отдельный тренинг по подготовке авторов к переводу их очных курсов в онлайн-формат 

 

Хотите знать больше? Записывайтесь на программу повышения квалификации "Разработка электронных курсов. Перевод очного контента в электронный формат"

 

 

Скидки на все курсы 16% до 1 февраля

Скидки на все курсы 16% до 1 февраля

21 декабря 2016, uniweb

Мы продлили скидку! Есть время выбрать свой курс

Гибридное образование для развития бизнеса

Гибридное образование для развития бизнеса

12 декабря 2016, Журнал "Стратегии" №3 2016

Как интернет-технологии меняют образовательный ландшафт, в каком формате мы будем учиться завтра, и как бизнес может использовать образовательные инновации для своего развития

23-26 ноября в Москве при информационной поддержке UNIWEB состоялся «Российский Форум Маркетинга 2016»

23-26 ноября в Москве при информационной поддержке UNIWEB состоялся «Российский Форум Маркетинга 2016»

9 декабря 2016, uniweb

Масштабный бизнес-форум по маркетингу, рекламе, PR & Digital