Организация полевого качественного исследования

24 ак. часа
7 часов видео
6 кейсов
9 000

О курсе

Данный курс — первая отечественная разработка системы подготовки полевых исследователей и организации полевого исследования, где для решения исследовательских задач выбраны качественные методы.

Система опирается на методологию «двойной рефлексивности» Теодора Шанина и методику организации полевого исследования и позволяет выделить из искусства полевого исследователя элементы ремесла, которые лежат в основе успешного владения методом интервью, наблюдения и др.

Курс представляет собой обучающий формат школы-студии, где необходимые теоретические и методические знания предоставляются слушателю по мере прохождения им фаз цикла полевого исследования, которое он непосредственно сам проводит, участвуя в занятиях. 

Для кого этот курс

  • Специалист по анализу данных из отдела маркетинга
  • Социолог

Вы узнаете про

  • Метод «длинного стола» и методологию «двойной рефлексивности» Т. Шанина применительно к организации полевого качественного исследования
  • Логические схемы и алгоритмы организации качественного полевого исследования
  • Восемь фаз цикла практики полевого исследователя
  • Теоретические и эмпирические обоснования объема выборки в качественном исследовании

Вы научитесь

  • Преобразовывать общую тему исследования в цели и задачи полевого исследования
  • Создавать ключевой исследовательский вопрос и его тестирование
  • Конструировать «восьмиоконную модель выборки» для качественных исследований
  • Вести полевой дневник
  • Выстраивать внутреннюю структуру интервью, устанавливать первый контакт с респондентом
  • Вести протокол и архив исследования
  • Выдвигать первичные гипотезы
  • Проводить упражнения для развития общей полевой подготовки исследователя (рефлексивности, критико-аналитического мышления, умение работать в группе)

По окончании курса вы получите Рейтинг UNIWEB.


Содержание программы

Организация полевого качественного исследования

  1. Введение в курс
    1. Необходимость создания метода длинного стола
    2. Этапы создания метода длинного стола
    3. Этапы полевого исследования и цикл производства полевого исследователя
    4. Фазы цикла производства полевого исследователя
    5. Ошибки старта исследовательского проекта
  2. Организация полевого исследования и подготовка исследователя на этапе «до поля»
    1. С чего начинается исследование методом «длинного стола»
    2. Установление общего языка
    3. Что такое «качественное исследование»?
    4. Инструменты качественного исследования
    5. Пример: прогноз участника курса на успех в обучении
    6. Пример: как из анкетера становятся интервьюером
    7. Исследователь как инструмент исследования
    8. Полевой дневник: содержание и функции
    9. Полевой дневник: функции и форма
    10. Рефлексия как инструмент исследования
    11. Интервью как инструмент исследования
    12. Трансформация общей темы исследования в цели и задачи полевого исследования
    13. Замысел исследования
    14. Компетенция и компетентность
    15. Ключевой исследовательский вопрос
    16. Формирование ключевого исследовательского вопроса
    17. Тестирование ключевого исследовательского вопроса
    18. Гипотеза в качественном исследовании
    19. Создание продуктивной гипотезы
    20. Установление взаимосвязей
    21. Выборка в качественном исследовании
    22. Проблема ложного «снежного кома» в гомогенной выборке
    23. Восьмиоконная модель выборки для исследовательского интервью
  3. Работа «длинного стола» на этапе «в поле»
    1. Базовая структура исследовательского интервью
    2. Согласие на интервью
    3. Безопасность и интерес к теме
    4. Компетентность в теме и «пустое пространство»
    5. «Двойная рефлексивность»
    6. Ключевой исследовательский вопрос
    7. Дополнительные КИВы. Вопрос о чувствах. Прощание с респондентом
    8. Как получить ответ на ключевой исследовательский вопрос
    9. Разница между вопросами «почему» и «зачем»
    10. Достоверность данных качественного исследования
  4. Работа длинного стола на этапе «после поля»
    1. Анализ данных исследования
    2. Выбор способа кодирования информации
    3. Естественные, неестественные и противоестественные коды
    4. Объединение кодов в категории
    5. Прикладное исследование
    6. Научно-прикладное исследование
    7. Концепт Роджерса
    8. Пример: Практические преимущества традиционного образования
    9. Примеры из интервью: тренинг и курс
    10. Ответ на ключевой исследовательский вопрос
    11. Этика полевого исследования
    12. Индивидуальные стили полевого исследователя
    13. Преданализ первичных данных полевого исследования

Преподаватели

#<Instructor:0x007ff85f74c930>

Штейнберг Илья

Кандидат философских наук

МВШСЭН