Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

16 ак. часов
6 часов видео
4 кейса
17 600

О программе

Программа дает комплекс инструментов, позволяющих выполнить работы по выявлению, постановке и решению творческих задач, возникающих при создании новой техники и технологии. Последовательное применение методических инструментов позволит выстроить управляемый и эффективный процесс поиска новых идей.

Инструменты курса позволяют уверенно работать со сложными задачами, для решения которых необходимо ставить цели, достижимые без затрат; выявлять всю полноту взаимодействий между элементами системы; находить и преодолеть противоречия.

Также будут рассмотрены общие тренды развития систем, ключевые этапы такого развития, а также типовые проблемы и способы их преодоления.

 Программа содержит 4 домашних задания на проверку.

Для кого программа

  • инженеры-конструкторы и инженеры-технологи
  • специалисты подразделений R&D

После итогам обучения слушатели смогут

  • проводить анализ функционирования совершенствуемого объекта, ставить задачи по его дальнейшему развитию
  • формулировать задачи в уточненном виде, выявлять и разрешать противоречия в рамках поиска идей совершенствования системы
  • прогнозировать развитие ключевых характеристик системы

После итогам обучения выдается удостоверение о повышении квалификации Учебного центра "Унивеб"


Содержание программы

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

  1. Введение в ТРИЗ. Системы и потребители
    1. Круг проблем, связанных с необходимостью управления процессами создания нового внутри инженерных разработок. Задаются основные определения, требуемые для построения комплекса методических инструментов поддержки творческой деятельности. Строится комплексное представление системы и потребителя ее продукта.
  2. Проблемные ситуации как противоречия. Постановка задачи в предельной форме
    1. Ключевое отличие сложных задач – это присущие им внутренние противоречия. Они делают задачу сложной, «нерешаемой». В теме проводится структуризация описания таких противоречий и постановка задач в виде противоречий типа «И – И».
  3. Способы и приемы устранения противоречий
    1. В инженерии накоплена масса решений, основанных на ограниченном числе типов преобразований исходно заданной системы. В лекции предлагаются пути устранения противоречий и их детализация через ограниченное число принципов решения задач.
  4. Идеальность и операторы идеальности
    1. Повышение эффективности искусственно созданных систем может происходить за счет внутренних ресурсов и за счет ресурсов надсистемы. Рассматриваются инструменты оптимизации, позволяющие проводить развитие системы.
  5. Исследование функционирования систем
    1. Представление функциональной схемы как совокупности всех значимых взаимодействий между элементами. При этом значительное число таких взаимодействий оказывается «вредными», то есть не несущими пользы для достижения требуемого результата и в то же время затрачивающими ресурсы системы. Предлагается система выделения таких функций.
  6. Причинно-следственный анализ систем. Потоки в пространстве и времени
    1. Выявление внутренних причин происходящего способствует эффективному решению сложных проблем. Рассматриваются техники исследования внутренних и внешних причин происходящих в системе событий. Рассматриваются виды потоков в системах (полезные и вредные), основные виды проблем, связанные с потоками, и способы их устранения.
  7. Определение пределов развития систем
    1. Развития искусственно созданных систем может быть охарактеризовано с помощью логистических кривых. Какие типовые этапы проходит система, чем они характеризуются. Методы определения пределов развития систем, связанные с особенностями их функционирования.
  8. Закономерности развития систем. Построение прогнозов
    1. Базовая закономерность развития техники – стремление к выполнению функций все более точным и экономным путем, реализуется на практике через значительное число закономерностей второго порядка, связанных с вытеснением человека, переходом на все более управляемые материалы и большие плотности энергии. Как выстраиваются эти тренды, как пользоваться ими для построения прогнозов развития своей системы.

Преподаватели

#<Instructor:0x007ffb6fd43560>

Кудрявцев Александр

Мастер ТРИЗ, Вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ. Более тридцати лет занимается разработкой новых изобретений от поиска идеи до практического воплощения.

ОТА